ЯРКИЕ КРАСКИ
Интервью
Снежана Косарецкая, руководитель подросткового
образовательного лагеря "Яркие Краски"
"Наш лагерь дает возможность сделать проект, длиной в игровую жизнь. Попадая в ситуацию ролевой игры живого действия, как поля безопасного эксперимента - искореняется страх перед выбором, каким бы сложным он не был. Хочешь быть учёным? Будь им. Хочешь писать книги? Пиши."

Ж:
Как и когда появилась идея создания вашего проекта?
Снежана:
Всё начиналось в 2012 году с семейных выездов небольшой группы детей и их родителей. Это было четко продуманное поэтапное знакомство с традициями, культурой и историей России, своего рода, изучение истории в сказках. Все программы разрабатывались с учетом возрастных особенностей ребят и включали самые разнообразные формы активностей, начиная от интерактивных экскурсий, квестов, тематических вечеров и, заканчивая индивидуальными проектами каждого ребенка. У каждого была и шкатулка впечатлений (кстати сделаны они были по нашему заказу мастерами промысла Бабенской игрушки, куда после каждой поездки складывались трогательные записочки о том, что нового мы увидели, узнали, научились), и дневники путешественников и эксклюзивные тематические сувениры «со смыслом» (например, в Туле из рук «самого Левши» каждый участник получил в подарок старинную русскую игру «Блошки»). Знакомясь с городами России, нам удалось воплотить в жизнь уникальный проект: «Династия Романовых и моя семья», где поэтапно у каждого ребенка появлялся свой личный handmade альбом с представителями наших царей и императоров в стиле скрапбукинг. В рамках проекта были разработаны специальные интерактивные программы с использованием сделанных под заказ и доработанных самими ребятами макетов Московского Кремля и Дворцовой площади (СПб) А апогеем проекта стала совместная разработка сценария и работа под руководством профессионалов над двух серийным мультипликационным фильмом об истории правящей более трехсот лет Российской династии.
Атмосферу данного периода более ярко передают отзывы наших любимых участников
Для тех, кому нравится возвращаться в детство
Очень долго думали с детьми (ездим мы, как правило с двумя старшими 10 и 4 лет), о каком мероприятии Ярких красок у нас осталось самое большое количество впечатлений, и о каком событии нам больше всего хотелось написать и рассказать. В итоге вечер воспоминаний затянулся, поскольку каждое событие, каждая поездка оказалась столь самобытной и богатой на эмоции, что выбрать не смогли.

Могу рассказать, что объединяет все наши поездки. Прежде всего абсолютное отсутствие скуки и занудства, столь частенько присутствующих на познавательных программах. Да, про познавательность: мне, как существу разумному, очень нравится подход организаторов Клуба к тематике поездок. Все поездки объединены одной идеей, одна поездка вытекает из другой. Например, если мы касаемся истории наших царей, то мы узнаем истоки, мы едем в Кострому в Ипатьевский монастырь, далее в Кремль, Измайлово, Коломенское, Санкт-Петербург. Каждая поездка является продолжение предыдущей, детям очень нравится показывать экскурсоводам свое знание предыстории, хватать новое, которое очень логично и легко ложится на имеющиеся знания. "Учиться и еще раз учиться" - "а где отсутствие занудства?" - скажете Вы. Самое интересно заключается в том, что подача серьезного исторического материала "разбавляется" интересной игровой программой, мастер-классами, переодеваниями, вживанием в эпоху. Да, и самое интересное, родители НЕ СТОЯТ В СТОРОНЕ, они тоже переодеваются, вживаются, лепят, красят, вырезают и иногда даже блещут историческими познаниями (правда, это бывает реже).

Кострома…. Рóмановы Романовыми, но как же без Снегурочки. Конечно же мы с Клубом побывали в ее тереме: поиграли с домовыми, познакомились с котом ученым, отведали угощений в ледяной комнате, ну, и просто поболтали со Снегурочкой. Да, Михаила Романова на царство всем Клубом призывали: разыграли спектакль экспромтом, да еще и одежды боярские примерили, да приказы настоящим пером гусиным подписывали.

Да, а вы знаете, что под Костромой есть еще лосиная ферма? Что молоко, которое дают лосихи очень полезное? А мы, вот, знаем. Бывали.

Но, пожалуй, самые теплые и трогательные моменты наших путешествий с Клубом - это семейные душевные посиделки вечерами. Знаете, это чудо сложно описать, здесь надо чувствовать то единений детей и родителей, которое присутствует на таких вечерах. Здесь все: и домашний театр, откровенные разговоры с детьми о своих детских мечтах, о жизни, любви, городах, путешествиях; конечно же, игры, танцы и всегда горячий чай.

А еще (ну, это больше для родителей) люблю большие поездки Клуба еще и потому, что знаю, кушать будем в самых интересных, ярких и дизайнерских местах города. Скажете: мелочь, ну, тогда бы не существовало гастрономического туризма.

Из поездок мы всегда привозим с собой кучу ярких впечатлений, памятные сувениры, сделанные своими руками, и, главное, желание поехать в следующее путешествие! Да, и вечно сидящие в офисе родители всегда возвращаются в хорошей физической форме.

Мама Надя

С уважением, Надежда Разуваева

Ж:
Как развивался ваш проект?
Снежана:
К каждым школьным каникулам мы начали разрабатывать специальные тематические образовательные смены по тому курсу истории, который соответствовал базовой школьной программе для определенных классов. Например, в 5-ом классе ребята изучают историю Древнего мира. А на наших сменах у них предоставляется возможность погрузиться в данную конкретную эпоху в игровой форме. Более того, стать на время таинственной египетской богиней Бастет или оказаться в эпицентре событий самой настоящей древне-греческой школы, а также невольно участвовать в интригующем детективном расследовании на территории Римского Форума. А далее, за Древним миром идет история Средних веков с рыцарями, замками, мифами , тайнами и загадками мрачных подземелий, за ней – Средневековая Русь… и т.д. Особенность этих программ заключается в условно названном нами формате «1+», который подразумевает , как минимум одну познавательную программу до предстоящей смены в тематике последующего выезда в лагерь. Например, если мы говорим о наших программах по Истории Древнего мира, то в Москве это безусловно тематические залы музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Если мы говорим о лингвистических наших сменах, а сейчас они разработаны и реализуются с акцентом на изучение китайского языка, то, конечно, это Музей Востока. Формы разнообразны, - это могут быть и квесты, и интерактивные занятия, и иммерсивные экскурсии с элементами театральных представлений. Со временем, к историческим и лингвистическим программам добавились и вымышленные фэнтези миры. Иными словами, это та самая сказка, которая так нужна нам в любом возрасте. А в подростковом особенно , это и повод разобраться в себе», заглянуть в свой внутренний мир, по экспериментировать со своей индивидуальность и собственной идентичностью в безопасных условиях лагерной смены.
На сегодняшний день командой Клуба разработано и проведено около тридцати тематических программ по Отечественной и Всемирной истории, по вымышленным фэнтези мирам, по выдающимся литературным произведениям.
Сюжетно-ролевая игра (игра живого действия) является основным профилем в методологии проектирования наших смен.

Ролевая игра (Р.И.)
–это своеобразный микс театра, кино и компьютерной игры. Мы создаем мир, в котором участники наших лагерей обладают большой свободой деятельности, несут ответственность за свои деяния и, должны решить глобальную мировую проблему.

Р.И. даёт подростку огромный опыт понимания того, что вокруг него происходит в обычной жизни: потенциальные интриги, обман друзей и знакомых, общее понимание людей. За одну игру активный игрок проживает больше сложных и неоднозначно трактуемых ситуаций, чем он, возможно, прожил за всю предыдущую жизнь: предательство, обман, влюбленность, удачи, провалы и т.д.. Происходит своеобразное проживание, «примерка на себя» чужих жизней.

Р.И. даёт возможность свободного выбора, косвенно работающее на профориентирование (самоопределение) и профнавигирование подростка, возможность примерить на себя разные социальные статусы и роли (философы, и первооткрыватели, поэты и императоры, полководцы и дипломаты и др.)

Р.И. даёт возможность узнать о том, как разные сферы деятельности реально устроены изнутри;

Р.И.
даёт опыт возможности самостоятельно действовать, принимать результат этих действий и нести за них ответственность

Р.И. даёт возможность самореализации, самоопределения, социализации, возможность эксперимента с собственной идентичностью в безопасных условиях.

Тем не менее, главными нашими принципами в реализации любой программы являются:
  • «ИГРА ДЛЯ РЕБЕНКА, А НЕ РЕБЕНОК ДЛЯ ИГРЫ»

  • Педагогическая поддержка и ведение ребенка по личной траектории развития

  • Снятие возрастных барьеров и выстраивание диалога с ребенком, продвижение позиции партнерских отношений,( педагогика сотрудничества)

  • Помощь при постановке целей и задач, выстраивание траекторий их дальнейшей реализации и достижения в рамках моделируемого пространства,

  • Создание условий для зарождения интереса к разным отраслям знаний, культуры, науки, искусства

  • Отработка и развитие полученных навыков и компетенций

Ж:
Чему может научиться ребенок в вашем лагере? Какие навыки увезти с собой?
Снежана:
Самое важное - это формирование навыков и компетенций, отвечающих вызовам современного общества;

Про компетенции:

  • самоорганизация,

  • самоуправление,

  • реализация модели «учиться учиться»,

  • воспитание субъектной позиции,

  • решение нестандартных задач,

  • работа в команде в быстро меняющихся условиях,

  • а также надпрофессиональные навыки: творческое мышление, критическое мышление, эмоциональный интеллект.

По желанию у участников наших программ есть возможность подключиться к проектированию и планированию разных элементов смены. Есть прецеденты, когда ребята становятся со-авторами наших проектов. В этом мы даем им возможность самореализации через воплощение собственных идей. В таких случаях результатом смен для многих является не только обретение друзей, но и важного опыта реализации своих задумок.
Для таких ребят актуальным становится обучение командной работе и развитию навыков управления проектами, фасилитации брейнштормов и освоение других форм и методов креативного мышления. Таким образом, закладываются предпосылки и основы развития качеств креативного лидера, как раз очень отвечающие вызовам современного общества.

Ж:
Как вы отбираете педагогический персонал? По каким критериям?
Снежана:
Знаете, у Мопассана есть замечательная фраза: «Ничто так не зажигает, как чужая страсть». Первое, что необходимо человеку, попадающему к нам в команду, это, чтобы горел глаз», чтобы желание творить вместе с детьми, реализовывать, обсуждать, придумывать было такой силы, что никакие преграды на пути его не могли остановить. Второе - это понимание того сеттинга, куда человек попал, иными словами, это опыт работы с детьми и подростками. Третье - это, конечно, харизма или те самые качества личности, которые магическим образом притягивают внимание окружающих. Заметьте, я говорю притягивают, а не перетягивают в случае наличия феномена «звездной болезни». Это очень важный момент, так как разработка и тем более реализация и проведение лагерной смены - это командная работа. А в команде естественно должна быть комфортная творческая и рабочая атмосфера, взаимопонимание, открытость , партнерские отношения, грамотное распределение функций и общее желание двигать совместное дело, получая от этого кайф и дикое удовольствие.
Люди, работающие в нашей команде, как правило успешные, реализованные личности, достигшие определенных успехов в той или иной профессии. Это люди, владеющие многими компетенциями в разных областях: умение рисовать, играть на разных музыкальных инструментах, фехтовать, ставить танцы и спектакли, фотографировать, организовывать брейнштормы, проводить обучающие тренинги, создавать дизайнерские handmade вещицы и т.д. Самое главное , чтобы человек мог четко и откровенно себе ответить на вопрос «ЗАЧЕМ?», и, если это «ЗАЧЕМ» отражается в глубине его души эхом всё больше нарастающего интереса и желания участвовать во всех процессах лагерной жизни, начиная, например, с утренней побудки детей и заканчивая жаркими спорами на планерках о точках стыковки разных педагогических подходов, то это человек точно наш. Такой человек, та необходимая бесценная часть общего пазла, который в итоге складывается в великолепную картину мечты.
Основная задача мастерско-инструкторской группы, выезжающей на смену заключается в насыщении пространства так, чтобы каждый ребенок «нашел свое место». Обязательным условием также является работа с группой, управление групповой динамикой, работа на сплочение коллектива, работа над интеграцией всех детей в коллектив, над снижением рисков изоляции, созданием личных ситуаций успеха - всё это под силу только профессионалам. Найти таковых бывает не просто, но у нас получается! :)

Ж:
Какую основную цель вы перед собой ставите?
СНЕЖАНА:
Подарить ребенку «счастливое детство» :) Сделать так, чтобы наш лагерь стал для ребенка лагерем его мечты. Ну, а, если говорить просто, но всё-таки серьезно, отметая само собой разумеющиеся позиции по качественной и добросовестной реализации всех основных содержательных, организационных, бытовых и других задач, то наверное, очень хочется не отходить от принципов реализации всех наших программ краеугольным камнем которых является индивидуальность, личность каждого участника лагеря, каждого ребенка.
«Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь», это один из постулатов «педагогической поддержки», истоки которой следует искать в яркой педагогической деятельности известного отечественного ученого-педагога, поэта и музыканта, одного из первых директоров всероссийского пионерского лагеря «Орленок» О.С. Газмана, его учеников и соратников.

Ж:
Расскажите, пожалуйста, про расписание в лагере. Как оно строится? Есть ли у детей выбор между активностями? Какие основные активности и мероприятия?
СНЕЖАНА:
Для начала, думаю, следует различить 2 концепта построения наших смен. Первый основывается на ряде мероприятий в течение всей смены, объединенных общим сюжетом (фабулой), логически связанных между собой и плавно вытекающих друг из друга. При чем в основе построения сюжета могут лежать совершенно разные принципы, от выбора которых зависят роли участников такой программы. Это может быть расследование, приключение, путешествие и т.д. Основным же принципом реализации таких программ является грамотное чередование видов деятельности (прикладное творчество, физическая активность, интеллектуальная деятельность) а также постоянный поиск в каждом из этих видов новых технологий, новых инновационных современных форматов.

Такой концепт построения программы мы используем, как правило для исторических и лингвистических наших смен. И здесь главными активностями, как я уже говорила, выступают камерные ролевые игры (так называемые кабинетки), чередующиеся отыгрышем реальных военных сражений (рейнджерки), тематическими настольными играми, тематическими квестами, словесными ролевыми играми , викторинами, мастер-классами, играми на территории и другими активностями

Второй концепт больше подходит для наших фэнтези программ, ибо в основе построения смены лежит большая сюжетно-ролевая игра, с обязательной ролью для каждого на весь период смены, и системой механизмов взаимодействия между друг другом, с обязательным наличием разного рода локаций на игровой территории, с определенными функциями каждого участника и принадлежностью к соответствующей игровой группе (например, сотрудники секретного департамента, студенты школы магии, жители определенной провинции и т.д ), с возможным наличием какого-то общего врага для всех участников игры и т.д. В таких программах, большее место занимает, конечно ИГРА и все активности , которые описаны выше уже непосредственно включены в ее ход и развитие. В большой игре всегда есть место выбору - по сути это главный лейтмотив смены.

На таких программах, как правило игра происходит до ужина. А уже после ужина устраивается промежуточная игровая рефлексия, а также по желанию ребят, мы можем продолжить играть, либо посмотреть тематический фильм, поиграть в спортивные игры и др. Вот как раз здесь мы всегда предлагаем ребенку выбор того, чем бы ему хотелось заняться.

Свободного времени, как такого у участников наших программ совсем немного , это час после обеда, когда у ребят есть возможность взять свой телефон (на всё остальное время программы телефоны собираются), пообщаться с родными, рассказать о своих игровых переживаниях, очередных ярких событиях и свежих эмоциях. А также поиграть в настольные игры, почитать и т.д.
Ж:
Почему из всего многообразия лагерей стоит выбрать именно вас?
Снежана:
Уникальность наших программ состоит в

  • использование методики ролевой игры, как основы проектирования лагерных смен,
  • индивидуальный подход, (на каждого инструктора приходится в среднем 5-7 детей, что соответствует понятию «номинальной группы» - количеству человек в возможном фокусе внимания)
  • использование большого количества антуража и игрового реквизита для реализации программ,
  • удобные и функциональные площадки, непохожие на пространства «обычных лагерей». Наши смены проходят в красивых, креативных и удобных местах, отвечающих современным требованиям к удобству, функциональности и безопасности быта, а также качеству сбалансированного, экологически чистого и наивкуснейшего питания.
  • наличие традиций, сформированных внутри временного детского коллектива, передающихся из смены в смену,
  • организация промежуточных мероприятий, тематических вечеринок, дней рождений, городских встреч, тематических инструкций, работа с детским коллективом на протяжении всего года.
  • дружеская семейная атмосфера, основанная на принципах педагогической поддержки, сотрудничества и взаимовыручки.
Ж:
Какой процент возвращений в лагерь?
Снежана:
85 процентов ребят к нам приезжают снова, более того есть случаи, и достаточно часто, когда ребята считают путевку в «Яркие краски» - лучшим подарком на любой праздник. В таких случаях нередко ребята рассказывают о том, что они какое-то время суммируют все подарки, выраженные в денежном эквиваленте от близких, родственников, друзей, родителей и, располагая возможностью распорядится этими деньгами, делают выбор в пользу участия в очередной нашей программе.
Ж:
Своих детей вы бы отправили в ваш лагерь?
СНЕЖАНА:
Мой ребенок с нами с самого основания и не было еще смены, которую бы пропустила моя дочь. А их на данный момент около 30-ти.
Ж:
Блиц — опрос:
Главное достоинство нашего лагеря?
Снежана:
Возможность оказаться героем невероятного приключения, как будто оживить страницы книги или оказаться по ту сторону экрана в супер крутом триллере, сказке, историческом романе.
Ж:
Главный недостаток нашего лагеря?
Снежана:
На данный момент нет футбольного поля с хорошим покрытием, а на программах всегда бывают футболисты- любители :)
Ж:
Больше всего в лагере вам запомнится...
СНЕЖАНА:
...ИГРА, дружеская семейная атмосфера и яркие люди, которые ее создают.
Ж:
Ребенку, который первый раз к нам едет, стоит...
СНЕЖАНА:
... внимательно ознакомиться с форматом нашего лагеря и темой предстоящей игры, попытаться понять для себя насколько она ему интересна, и, если это понимание происходит, то уже ничего не бояться!